1. Родительская одаренность
Американский ученый Льюис изучал психологический климат в семьях, где росли одаренные дети. Он заметил, что при всем разнообразии этих семей есть многое, что их объединяет, и, прежде всего это — стиль родительского взаимодействия с ребенком. По результатам своего исследования он выявил ряд специфических особенностей родительского поведения, гарантирующего успешное развитие интеллектуально-творческих способностей.
Предложенный список, включающий 33 суждения, позволит понять и оценить то, насколько стиль взаимодействия родителей с ребенком соответствует практическим находкам наиболее одаренных родителей, добившихся успеха в воспитании своих детей
1. Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребенка.
2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
3. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
5. Я предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.
6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
7. Я поручаю ребенку посильные заботы.
8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
11. Я помогаю ребенку нормально общаться c детьми из разных социальных и культурных слоев.
12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
13. Я никогда не говорю ребенку, что он лучше или хуже других детей.
14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.
15. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
16. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
17. Я регулярно читаю ребенку.
18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
19. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
21. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
22. Я поощряю участие ребенка в планировании семейных дел и путешествий.
23. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
24. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы, песни.
25. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
26. Я побуждаю ребенка находить проблемы и решать их.
27. Я не хвалю ребенка беспредметно и неискренне.
28. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
29. Не существует тем, которые я исключаю для общения с ребенком.
30. Я даю ребенку возможность действительно принимать решения.
31. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
32. Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему всегда.
33. Я поощряю в ребенке независимость.
Источник: «Родительские собрания в начальной школе», часть 2, Н.А. Горбунова
2. «Я и мой ребенок»
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Вопросы |
Ответы |
||
Можете ли Вы? |
Могу и всегда так поступаю |
Могу, но не всегда так поступаю |
Не могу |
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? |
А |
Б |
В |
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? |
А |
Б |
В |
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? |
А |
Б |
В |
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? |
А |
Б |
В |
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя? |
А |
Б |
В |
6. Поставить себя на место ребенка? |
А |
Б |
В |
7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)? |
А |
Б |
В |
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? |
А |
Б |
В |
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? |
А |
Б |
В |
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? |
А |
Б |
В |
11 . Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться? |
Б |
В |
А |
12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? |
А |
Б |
В |
13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? |
А |
Б |
В |
Ключ к тесту
Ответ «А» оценивается в 3 очка.
Ответ «Б» - в 2 очка.
Ответ «В» - в 1 очко.
30 - 39 очков
Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок -самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения.
Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
16 - 30 очков
Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 16 очков
Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого.
Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Источник: «Родительские собрания в начальной школе», часть2, Н.А. Горбунова
3. «Какие мы родители?»
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Итак, какие мы, родители? Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
3. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
4. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
9. Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?
10. Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?
Ключ к тесту
За каждый положительный ответ припишите себе 2 очка, за ответ «иногда» и за отрицательный - 0.
Менее 6 очков.
О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И, хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
От 7 до 14 очков.
Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков.
Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
Источник: «Родительские собрания в начальной школе», часть 2, Н.А. Горбунова